Живая вечность
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ПОЧИТАНИЮ ЛОЖНЫХ СВЯТЫНЬ
См.: Святая ампула - Плат Вероники. - Туринская плащаница. - "Дом Богоматери" в Лорето.
“Реликвия” означает “остаток”. Человек с широким взглядом на творение скажет, что христианин не нуждается в реликвиях, остатках, потому что у него есть Целое. Зачем интересоваться пещерой, где родился Иисус, ехать к ней за тридевять земель, коли можно перейти дорогу и в ближайшем храме встретить Иисуса во плоти, — достаточно лишь дождаться таинства Евхаристии, где Христос — весь, целиком? А частью Он — во всем. Вся Земля — реликвия земной жизни Спасителя, каждый человек, каждое мгновение — реликвия Его жизни после Вознесения. От Небесного Иерусалима одинаково близко или далеко и до Назарета, и до Осло.
Только дело именно в том, что для христианина расстояние между духом и материей скорее короче, нежели для человека иной веры. Кто верует в Бога воплощенного, в Бога, воскресшего телесно, в Бога, желающего спасения не только душ, но человека в его целости, тот не может хотя бы чуть-чуть иначе не относиться к материальному миру: с большим уважением, чем, к примеру, древний грек, для которого материальное было синонимом испорченного, второсортного. Для многих материя хороша — хороша как ключ к духовной жизни, как способ воздействовать на дух. Но для христианина и здесь все повернуто необычно: материя хороша не как магический инструмент, она хороша именно потому, что вера в Творца освобождает от зачарованности магией, а вера в Сына Божия есть откровение не только о Боге, но и о материи, которая наконец-то обретает свой смысл и свое настоящее лицо. И этот смысл лучше всего передается словом “память”: вот реликвии и есть воплощенная Память, а не “остатки”, не “объедки” с барского стола, брошенные нам, грешным людям, для целования. Реликвии есть материя, хранящая в себе память о Боге — а это такое же великое поручение, как поручение клеткам мозга хранить память о мире.
Все знают, что собственности у Христа была немного, — как Он Сам говорил, меньше, чем у лисицы (Мф. 8, 20). Что было носильных вещей, досталось солдатам, Его распинавшим (Ио 19, 24). Крест, гвозди, терновый венец, — всё это даже согласно преданиям не было сохранено учениками, и потому-то когда в четвертом столетии эти реликвии стали искать, подлинность их проверяли чудесами. Но слишком часто за прошедшие века убеждались, что подлинные чудеса совершаются не только от подлинных реликвий. Слава Богу, бывали выздоровления даже от фальшивых реликвий — а только гвоздей из Креста Господня почитали сотни. Возносясь на небо, Господь тоже не оставил ученикам Своих одежд. Что же остаётся? Разве что упоминаемые в Евангелиях погребальные пелены, обматывавшие тело Иисуса (Ио. 20, 7). Однако, все, что соприкасалось с мертвым телом, считалось нечистым (Числ. 19, 11-14). Евангелист упоминает, что обратил внимание на пустые пелены, но не говорит, что стал их трогать или рассматривать, тем более — что взял в руки. В конце концов, ученики потому ведь и шли за Христом, что в Нём открывалась вечная жизнь, впереди было главное — и оглядываться им было ни к чему, даже на вещи, принадлежавшие Христу.
МОЛИТЬСЯ НЕ ПО ЛЖИ
В речи 24 марта 2012 г. патриарх Кирилл сделал акцент на том, что выступление девушек в храме Христа Спасителя было оскорблением конкретной святыни – «частицы Ризы Господней»: «Осквернили эту святыню, находящуюся в Храме Христа Спасителя». Очевидно, патриарх понял, что «осквернение Храма» – не лучший юридический аргумент, и он решил выставить другое обвинение.
Позиция Церкви в отношении к ложным святыням должна быть снисходительной. Поклонение ложной святыне допустимо постольку, поскольку создаёт эффект плацебо – человеку становится легче.
Однако, всякая снисходительность заканчивается, когда одному человеку становится легче за счёт другого человека.
В данном случае долг Церкви заявить, что так называемая «частица Ризы Господней» – святыня фальшивая. Это средневековая подделка, а оригинал никогда не находился в распоряжении верующих.
Точно то же нужно сказать и о «поясе Богородицы». Из 18 реликвий, которые названы на сайте Храма Христа Спасителя, подлинными могут быть лишь мощи некоторых русских святых (но не кн. Владимира, утраченные во время разорения Киева монголами), но уж, конечно, всё, связываемое с евангельскими событиями – подделки. Угодно поклоняться подделкам – пожалуйста. Угодно испытывать перед подделками религиозное чувство, которое должно быть обращено к Богу и к подлинным святыням – пожалуйста. Угодно требовать тюрьмы для тех, кто не поклоняется подделкам – стоп!
Это – взгляд веры. Вера особенно чутка к подделкам, потому что вера противоположна легковерию.
Есть ещё и взгляд закона. Артефакт, выдаваемый за «частицу Ризы Господней», не противозаконно ли находится в храме Христа Спасителя? До революции он хранился в храме Ризоположения (где патриарх и произносил свою речь), затем был перемещён в музеи Московского Кремля, а президентом Владимиром отдан в храм Христа Спасителя (об этом сказал патриарх: «По инициативе тогдашнего Президента, а ныне избранного Президента В.В. Путина, несмотря на сопротивление тех, кто не желал этого, величайшая святыня земли Русской, частица Ризы Господней, была возвращена Церкви»). Между тем, по духу и букве закона артефакт подлежал возвращению в храм, откуда был изъят. Какой закон позволяет лидеру нации распоряжаться музейными предметами?
Возможно, патриарх и прав, и эта фальшивка является «величайшей святыней земли Русской». Мне остаётся выразить сочувствие этой земле и поблагодарить Бога за то, что православная христианская вера есть вера не в русскую землю с подобными святынями, а вера в Царство Божие, Царство Небесное, Царство Христово.
См. о ложных кощунствах как борьбе с почитанием ложных святынь.